К семинарам.

При изучении реформ 1860-1870 гг. необходимо выявить как позитивное их содержание, способствовавшее социально-политической модернизации страны, так и противоречивость, недостаточность с точки зрения создания благоприятной условий для поступательного эволюционного развития общества.

При раскрытии земской и городской реформ важно уяснить, в какой степени созданные учреждения были способны реализовывать в своей деятельности общественные потребности и интересы, дать оценку потенциала этих учреждений, определить их место в политической системе самодержавия.

Раскройте историю подготовки реформ. Какие точки зрения сталкивались при разработке земской реформы (Н.А.Милютин, П.А. Валуев, М.А. Корф)? Почему так «запоздала» городская реформа? Следует подробно остановиться на системе представительства в земствах К семинарам. и городских думах. Что из себя представляла организация выборов в органы самоуправление? Какой социальный состав она обеспечивала? Попытайтесь графически отразить на доске структуру органов самоуправления и их функции. Как формировался бюджет органов самоуправления? Был ли он достаточным? В чем выражались «охранительные» рамки, в которые было поставлено местное самоуправление?

Следует особо остановиться на основных направлениях деятельности земств и городских дум. Целесообразно привлечь местный материал, характеризующий деятельность Костромского земства и Костромской городской думы.

Раскрытие судебной реформы в России следует начать с ответа на вопрос, в чем проявлялась несостоятельность российских судебно-административных органов в организационном, процессуальном и профессиональном отношении?

Необходимо осветить историю разработки новых судебных К семинарам. уставов 1864 г., роль в этом процессе либеральной бюрократии, остановиться на принципах нового судопроизводства России, охарактеризовать компетенцию каждого из ее звеньев, определить функции, порядок назначения и увольнения должностных лиц судебного ведомства, охарактеризовать задачи, стоявшие перед новыми институтами присяжных заседателей и адвокатуры. Особо следует остановиться на значении судебной реформы. Почему ее считают наиболее новаторской, последовательной и технически успешной их всех преобразований 60-70-х гг.? Раскройте, в чем выразилось наступление на судебную реформу в 60-е-70 е гг. Х1Х в.?

При изучении подготовки военных реформ охарактеризуйте уровень боеспособности русской армии в ходе Крымской войны, почему существовала острая необходимость в модернизации военной системы К семинарам.? Следует остановиться на личности военного министра Д.А. Милютина. Какой теоретический и военно-практический опыт был использован им в разработке преобразований в армии? В связи с этим раскройте содержание и значимость реформ, осуществленных в Морском Ведомстве под руководством вел. кн. Константина Николаевича. В чем сущность консервативной критики противников военной реформы? Расскажите о преобразованиях в системе управления войсками и военного министерства. Каковы были функции военных округов, Главного штаба, военного министра? Что представляла собой сложившаяся к концу 70-х гг. система военно-учебных заведений, какие принципы были положены в ее основу? Какие новые виды вооружений были введены в армии и на флоте К семинарам., что представлял из себя российский военно-промышленный комплекс? Используя хрестоматию, раскройте новый порядок комплектования армии и флота, определенный «Уставом о воинской повинности». Чем был вызван новый порядок комплектования армии? Изменилась ли принципиально стратегия и тактика русской армии? В чем значение реформ в армии? Какие слабые стороны военных преобразований выявила русско-турецкая война.



При раскрытии содержания преобразований в сфере просвещения важно определить степень их адекватности общественным потребностям, выявить как очевидные сдвиги, произошедшие в данной сфере, так и их ограниченность. Был ли последовательно осуществлен принцип бессословности в народном образовании? При изучении хода подготовки школьной реформы важно показать формы и степень участия К семинарам. общества в решении проблем народного образования, остановиться на концепциях воспитания и образования, выдвинутых российским педагогическим движением.

При характеристике школьной реформы и реформы среднего образования изучите приведенные в хрестоматии тексты «Положения о начальных народных училищах» и «Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения». Особо остановитесь на Университетском уставе 1863 г. как одном из самых либеральных законов времени «великих реформ». Какие права получал Совет университета и факультетские советы? Каковы, по Вашему мнению, положительные и отрицательные стороны университетской реформы 1863 г. В чем выразилось развитие женского образования в пореформенный период? Раскройте усиление консервативно-охранительных начал в сфере народного просвещения во второй половине 60-х 70-е К семинарам. гг. Х1Х в.

Семинар 1.

1.Разработка и основные положения земской реформы 1864 г.

2.Подготовка и содержание городской реформы 1870 г.

3.Деятельность местных органов самоуправления и их роль в социально-экономическом развитии страны.

Доклады

Костромское земство в пореформенный период.

Деятельность Костромской городской думы в 70-е-90- гг. ХIХ века.

Губернаторская власть и органы местного самоуправления в России во 2-й пол. ХIХ в.: опыт взаимоотношений.

Семинар 2.

1.Необходимость введения новой судебной системы в России. Судебная реформа, ее значение в модернизации политического строя.

2.Военные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. Значение преобразований в армии и флоте.

Доклады

История разработки новых судебных уставов в России.

А.Ф. Кони К семинарам. о значении судебной реформы в России

Введение в жизнь новых судебных уставов и начало их искажения

в конце 60-х- 70-е гг. ХIХ в

Д.А. Милютин – политик, ученый, общественный деятель

Русская армия во 2-й половине ХIХ века.

Семинар 3.

1.Педагогическое движение и его роль в подготовке образовательных реформ в 50-е-60-е гг. ХIХ века.

2.Меры по созданию системы начального образования.

3.Реформа средних учебных заведений

4.Университетский устав 1863 г.

5.Развитие женского образования.

6.Усиление консервативно-охранительных начал в сфере народного просвещения в конце 60-х-70- гг. Д.А. Толстой. Итоги реформ.

Доклады

Роль педагогической общественности в решении проблем

народного просвещения.

Портрет-характеристика А.В. Головнина.

Григоровская женская гимназия в г. Костроме: страницы К семинарам. истории.

Источники

Валуев П.А. Дневник П.А. Валуева, министра внутренних дел – М.,1961. Т.1-2.

Вдовин В.А. Сборник документов по истории СССР (вторая половина ХIХ в.) – М.,1975.

Кондратьев Н.Д. Развитие хозяйства Кинешемского земства Костромской губернии. – Кинешма, 1915.

Кони А.Ф. Отцы и дети судебной реформы (к пятидесятилетию судебных уставов: 1864. – 20 ноября 1914 г.) – М.,1914.; Мировые судьи. Новый суд //Избр.соч. Т.1. Из записок судебного деятеля. – М.,1966;

Краткий очерк деятельности Костромского уездного земства. К 50-летию существования. – Кострома, 1915.

Милютин Д.А. Воспоминания. 1816-1843 гг. /Под. общ. ред. Л.Г. Захаровой.–М.,1999; Воспоминания 1843-1856. /Под. общ. ред. Л.Г. Захаровой М.,2000; Воспоминания 1856-1860. /Под. общ. ред. Л.Г. Захаровой К семинарам. – М.,2004;Воспоминания 1860-1862./Под. общ. ред. Л.Г. Захаровой – М.,1997; Воспоминания 1863-1864./Под. общ. ред. Л.Г. Захаровой.–М.,2003 .

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. Уч.пос. –М., 2001.

Российское законодательство Х-ХХ веков. Судебная реформа. – М.,1991. Т.8.

Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. Указ.соч.

Хрестоматия по истории СССР.ХIХ в. Указ. соч.

Литература

Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. – М.,1996.

Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России.

– Саратов, 1969.

Великие реформы в России. 1856-1874.–М.,1992.

Веселовский В.В. История земства за сорок лет. СПб, 1909-1911.Т.1-4.

Гармиза В.В. Подготовка земской реформы К семинарам. 1864 г. – М.,1957.

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России – М.,1990.

Голубева И.В., Пургина Н.Б. Костромское губернское земство: страницы истории //Материалы по итогам конференции «Формирование правовой системы Российской Федерации и ее влияние на становление государственности нового типа в Костромской области (к 10-летию Костромской областной Думы)» 24 марта 2004 г. – Кострома, 2004.

Голубева И.В. Институт губернаторской власти и буржуазные реформы 60-70-х гг.ХIХ (на материалах Костромской губернии)// Вестник КГУ. Сер. История «Волжский рубеж» 2004.– №1.

Государственность России. Словарь-справочник.Кн.1-4. – М.1996-2001.

Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. Исторические справки СПб,1905.

Головачев А.А. Десять лет реформ. – СПб, 1872.

Зайончковский Военные реформы 1860-1870 –х гг. в К семинарам. России. – М.,1952.

Ерошкин Н.А. История государственных учреждений дореволюционной России – М., 1968.

Коротких М.Г. Подготовка судебной реформы 1864 г. в России. – Воронеж,1989.

Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. – М.,1993.

Маслов С. Земство и его экономическая деятельность за 50 лет его существования – М.,1914.

Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-егоды Х1Х в: правительственная политика – Л.,1984.

Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865 // Вопросы истории 1992.№12.

Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России В.4 Т. – М., 2005.

Смирнов В.В. Реформы начальной и средней школы в 60-е гг. Х1Х в – М.,1954.

Стаферова Е.Л.. А.В К семинарам.. Головнин и либеральные реформы в просвещении .– М., 2007.

Чернуха В. Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. Х1Х века. – Л.,1978.

Чернуха В.Г. Правительственная политика в отношении печати. 60-70-е гг. ХIХ века. – Л.,1978.

Шипилов А.Д. Деятельность земства по развитию народного образования в Костромской губернии во второй половине ХIХ –нач. ХХ в.// История России и Костромской край : Пособие для учителей. Кострома,1993.

Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х-нач. 80-х гг. ХIХ века. – М.,1993.

Юрченко М.Н. Направления деятельности Костромской городской думы в 70- 80-е гг. ХIХ в.// Материалы по итогам К семинарам. конференции «Формирование правовой системы Российской Федерации и ее влияние на становление государственности нового типа в Костромской области (к 10-летию Костромской областной Думы)» 24 марта 2004 г. – Кострома, 2004.

Эймонтова Р.Г. Российские университеты на путях реформы. Шестидесятые годы ХIХ века. – М.,1993.

Вопросы для самоконтроля

Можно ли утверждать, что реформы 60-70-х гг. Х1Х в. (включая крестьянскую) составляли единую систему?

В чем заключалась необходимость и значение земской и городской реформ? Как бы Вы прокомментировали тезис о том, что органы общественного самоуправления были «компетенцией без власти», а местная администрация – «властью без компетенции»?

Почему царизм пошел на последовательное использование европейских институциональных и процессуальных форм судопроизводства?

Какие юридические К семинарам. нормы гарантировали независимость судов и осуществление принципа равенства перед законом?

В чем Вы видите достоинства и недостатки такого института как «суд присяжных»?

Насколько применим опыт судебной реформы в современных условиях?

Почему введение всеобщей воинской обязанности имело не только военное, но и политическое значение?

Докажите, что реформы в области просвещения способствовали значительным сдвигам в развитии образовательной системы в России во 2-й пол. Х1Х в.? Что тормозило этот процесс?

Что, на Ваш взгляд, свидетельствовало о необходимости второго этапа реформ в России? В каких последующих преобразованиях нуждалась страна?


documentaofpsbx.html
documentaofpzmf.html
documentaofqgwn.html
documentaofqogv.html
documentaofqvrd.html
Документ К семинарам.