Особенности современной российской политической модернизации

Исследователи рассматривают модернизацию в качестве главного вектора развития России на протяжении последних веков, включая советский и постсоветский периоды, отмечая в свою очередь своеобразие российской модернизации. Однако, В.А.Ядов[14] и Т.И.Заславская[15] полагают, что посткоммунистические трансформации и модернизация – это принципиально разные процессы, для исследования которых требуются разные парадигмы. Несмотря на то, что у них имеются общие составляющие, различия также существенны. Так, трансформация сопровождается первоначально не созиданием, а разрушением: кризисом науки и образования, свертыванием высокотехнологичных производств, утечкой лучших умов за рубеж, ухудшением качества жизни и т.д. В этих условиях вряд ли уместно идентифицировать содержание современных трансформаций с модернизационными изменениями.

Тем Особенности современной российской политической модернизации не менее, после достижения стабильности процессы в стране можно характеризовать в качестве модернизационных. Становление же современных политических институтов и практик осуществляется параллельно с трансформационными изменениями, что свидетельствует об одновременном развитии данных процессов.

По мнению ряда исследователей (М.В.Ильина, Е.Ю.Мелешкиной, В.И.Пантина), процесс политической модернизации в России можно в целом отнести к эндогенно-экзогенному типу. Характерной особенностью этого типа модернизации является сочетание различных собственных и заимствованных институтов и традиций. Из-за слабости гражданского общества и исключительной роли, которую играет государство в России, модернизация общества постоянно подменяется модернизацией государства - его военно-индустриальной мощи, бюрократического аппарата Особенности современной российской политической модернизации, репрессивных органов, государственного сектора экономики и т. п. В итоге задачи форсированной военно-индустриальной модернизации государства, усиления его как мировой державы часто решались за счет антимодернизации, частичной архаизации и деградации общества.

Реформаторы, как правило, не могут рассчитывать на всенародную поддержку, так как население всегда в массе своей консервативно и относится к любой перемене с опаской, потому что меняется привычный уклад жизни. Опорой реформаторов может стать лишь наиболее активная в социальном отношении часть общества, разделяющая его цели. Поэтому реформирование постсоветской России в начале 1990-х гг. осуществлялось в условиях кризиса. Реформаторы «первой волны» не смогли создать прочную социальную опору реформ, наладить контакт с обществом Особенности современной российской политической модернизации. Была переоценена и действенность самих реформ, их способность изменить жизнь к лучшему. В результате были дискредитированы само понятие реформы и тех ценностей, на которых ее пытались основывать.

Российская власть, резко ограничив государственное вмешательство в различных сферах жизни общества, ожидала резкого повышения активности граждан. Однако, уравнительная, склонная к патернализму ментальность российского общества не способствовала появлению большого количества энергичных, инициативных людей, способных организовать свою жизнь на новых началах. Экономическая и политическая активность людей оказалась недостаточной для приведения российской жизни в соответствие с европейскими стандартами.



Политическая модернизация в начале 2000-х гг. осуществляется в условиях более благоприятных: устойчивый экономический рост Особенности современной российской политической модернизации, политическая стабильность, постепенное повышение уровня жизни. Однако, для дальнейшего продвижения вперед по пути политической модернизации необходимо не только осознание необходимости реформ, политическая воля реформатора, но и глубинная трансформация ментальности российского общества, связанная с усвоением опыта европейской цивилизации модерна.

Одна из трудностей анализа современной российской политической реальности заключается в том, что на жизненную активность гражданского общества влияют противоречия, возникающие в процессе государственного управления в условиях затяжного структурного кризиса. Кризисное развитие России в 1990-х гг. обозначило следующие основные проблемы, отсутствие прогресса в решении которых способно и в дальнейшем усиливать напряжение в обществе и политической системе:

- разработка средне- и долгосрочной стратегии развития общества, целью которой Особенности современной российской политической модернизации станет устойчивое преобразование существующей социально-экономической структуры и создание предпосылок для органической интеграции России в мировое хозяйство;

- установление отвечающего условиям современного российского общества равновесия между принципами частной инициативы и государственного вмешательства в экономику при определении и реализации социально-экономического курса;

- приведение профессионально-интеллектуального уровня правящих групп в соответствие требованиям управления обществом в условиях его перехода на более высокую ступень социально-экономического развития, к политической системе с более сложной организацией;

- качественное обновление основных политических институтов и содержания их деятельности, а также выработка свода принципов и норм государственного управления.

Особенностью отечественного цивилизационного развития является тот факт, что российское общество Особенности современной российской политической модернизации не испытало таких фундаментальных духовно-интеллектуальных переворотов, какими на Западе были Ренессанс, Реформация, движение за права человека, заложившие основы рационалистических форм хозяйственной деятельности и современной системы политического представительства. Кроме этого, некоторые сегменты социальной структуры постсоветской России обладают специфическими чертами, возникшими в результате сложнейшего взаимодействия историко-психологических, этнических, демографических и культурно-религиозных факторов.

А.Ахиезер считает российское общество обществом промежуточной цивилизации, которое «вышло за рамки традиционности, но так пока и не смогло перешагнуть границы либеральной цивилизации».[16] В российском обществе и сейчас современные черты сочетаются с традиционными, причем, по мнению Т.И.Заславской, «трудно сказать, какие из них доминируют».[17]

С Особенности современной российской политической модернизации точки зрения В.А.Ачкасова главным способом проведения российской догоняющей модернизации является грандиозная «имитация». Создается лишь видимость полной вовлеченности социума в процессы реформ, всегда инициируемых сверху, в то время как общество в целом ни по своей структуре, ни по доминирующим настроениям не готово к навязываемым радикальным переменам. В итоге резкий символический разрыв с прошлым в России зачастую оборачивается тем, что символика и форма подменяют реальное изменение содержания и тогда старая сущность незаметно возвращается.[18]

Российское общество соответствующим образом реагирует на модернизационные импульсы, идущие сверху. Среди основных характерных черт можно выделить неприятие, пассивное сопротивление новациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, кризис самоидентификации Особенности современной российской политической модернизации, народный протест, обращенный в прошлое.

Сегодняшняя Россия является разрушающимся традиционным обществом, но ни у кого нет уверенности в том, что предлагаемые политической элитой цели, идентичности и стандарты поведения соответствуют требованиям современности. Мы имеем сегодня новые, демократические по форме, но слабые и пока не утвердившиеся окончательно политические и экономические институты. В.В.Лапкин и В.И.Пантин считают, что политическую модернизацию в России будут в значительной степени определять выборы 2007-2008 гг. и 2011-2012 гг., которые подвергнут российскую политическую систему серьезной проверке на прочность.[19]

Складывающаяся в России институциональная система не гарантирует создание стабильно действующих демократических политических институтов, так как без массовой поддержки они не Особенности современной российской политической модернизации только не демократичны, но и не жизнеспособны. Поэтому выстраиваемая «властная вертикаль» должна дополняться «общественной горизонталью» - взаимодействием общественных и политических организаций, представляющих интересы различных слоев и групп. Такое сочетание вертикальных и горизонтальных связей, сопровождаемое социальной ответственностью чиновников и представителей бизнеса, которые, по выражению В.В.Путина, «обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ»[20], может стать основой для успешного развития политической модернизации.

Основные понятия: имперская модернизация, консервативная модернизация, концепция «нового русского феодализма», либеральная модернизация, модернизация, неорганическая модернизация, органическая модернизация, политическая модернизация, посткоммунистические трансформации, разрушающееся традиционное общество, современные политические институты, экзогенная модернизация, эндогенная модернизация, эндогенно-экзогенная модернизация.

Вопросы для Особенности современной российской политической модернизации самоконтроля:

1. Какие факторы способствуют и какие препятствуют политической модернизации?

2. Как выглядит социальный механизм и динамика политической модернизации в соответствии с концепцией С.Хантингтона?

3. Что понимается под современными политическими институтами?

4. Дайте определение органической и неорганической модернизации.

5. В чем заключается сущность эндогенно-экзогенной модернизации?

6. Во имя каких целей осуществляется имперская модернизация?

7. Какая составляющая является, с точки зрения С.Н.Гаврова, доминантой в модернизационном процессе в России?

8. Каковы основные характеристики концепции «нового русского феодализма»?

9. В чем заключается особенность модернизационных реформ Петра I?

10. Какие модернизационные процессы проходили в России в XIX веке?

11. По каким причинам не была завершена политическая модернизация в начала ХХ Особенности современной российской политической модернизации века?

12. Какие модернизационные процессы происходили в советское время?

13. В чем заключается разница между посткоммунистическими трансформациями и модернизацией?

14. Какие основные проблемы препятствуют проведению политической модернизации в современной России?

15. Объясните, что такое разрушающееся традиционное общество?

Литература:

Ахиезер А. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. № 1.

Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. №3.

Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004.

http://yanko.lib.ru/books/cultur/gavrov-modernizac_vo_imya_imperii.pdf, http://lit.lib.ru/g/gawrow_s_n/indexdate.shtml

Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и Особенности современной российской политической модернизации пределы ее применимости. М., 2000.

Каменский А.Б. Российские реформы: уроки истории // Вопросы философии. 2006. №6.

Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3.

Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. 2005. №3.

Пивоваров Ю., Фурсов А. Русская система и реформы // Рго et contra. 1999. №4.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

[1] Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3. С.93.

[2] Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. 2005. №3. С.44.

[3] Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР Особенности современной российской политической модернизации. М., 1998. С.48.

[4] Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004. С.38-72. //

http://yanko.lib.ru/books/cultur/gavrov-modernizac_vo_imya_imperii.pdf, http://lit.lib.ru/g/gawrow_s_n/indexdate.shtml

[5] Цит. по: Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. №3. С.87.

[6] Янов А.Л. Одиссея русской автократии // Перспектива. 1991. №2. С.78.

[7] Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3. С.97.

[8] Кагарлицкий Б. Периферийная империя: Россия и миросистема. М., 2004. С.349.

[9] Каменский А.Б. Российские реформы: уроки истории // Вопросы философии. 2006. №6. С.37.

[10] Леонтович В.В. Истории я либерализма в Особенности современной российской политической модернизации России. 1762-1914. М., 1995. С.114.

[11] Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3. С.98.

[12] Ланцов С.А. Российский исторический опыт в свете концепций политической модернизации // Полис. 2001. №3. С.101.

[13] Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004. С.107. //

http://yanko.lib.ru/books/cultur/gavrov-modernizac_vo_imya_imperii.pdf, http://lit.lib.ru/g/gawrow_s_n/indexdate.shtml

[14] Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов // Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность. М., 2000. С.383.

[15] Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. М., 2004. С.91-92.

[16] Ахиезер А Особенности современной российской политической модернизации. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. №1. С.12.

[17] Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учеб. пособие. М., 2004. С.88.

[18] Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. №3. С.84.

[19] Лапкин В.В., Пантин В.И. Ритмы международного развития как фактор политической модернизации России // Полис. 2005. №3. С.57.

[20] Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. // URL: http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml


documentaofmwcv.html
documentaofndnd.html
documentaofnkxl.html
documentaofnsht.html
documentaofnzsb.html
Документ Особенности современной российской политической модернизации